В переводе с японского «раку» означает «наслаждение». Этот термин используется для обозначения стиля традиционной японской керамики, предназначенной для чайной церемонии, покрытой глазурью и отличающейся благородной простотой, где всё внимание сосредоточено на форме и материале. Первые раку появились в Киото в 16 веке и их производство продолжается до сих пор.
Раку - удивительный японский обжиг. Один из переводов этого иегоглифа - "Радость". И действительно керамика получается всегда неожиданно неповторимой. Работа ведётся с открытым огнём, раскалёнными изделиями в клубах дыма и с радостью!
Во время "политого" обжига, после плавления глазури при 850-1050 град. изделие достают из раскалённой печи специальными щипцами и кладут в древесные опилки. Затем оно накрывается металлической ёмкостью и томится, остывая, в дыму и копоти.
Изделия раку уникальны, поскольку невозможно предсказать какими они получатся, причем ни одно из них не похоже на другое. Техника раку позволяет вносить коррективы в готовое изделие, помещая изделие в печь для повторного обжига.
Технология:
Глина: Во время процесса раку изделие подвергается сильному тепловому удару, следовательно, нужно использовать прочную огнеупорную глину, часто используются шамотные массы.
Изготовление изделия: Способ лепки выбирается в соответствии с составом глиняной смеси. Например, для лепки на гончарном круге требуется огнеупорная и мелкозернистая глина. Для лепки в ручную используют крупнозернистую огнеупорную глину.
Обжиг: первый обжиг производится на этапе бисквита при температуре 850-950 С.
Декорирование: Может осуществляться с помощью кисточки, окунания или напыления. Особенность стиля раку состоит в том, что керамическая поверхность декорируется не полностью, на ней остаются участки глины не покрытые глазурью; цвет глины меняется от серого до черного.
Второй обжиг: После того как изделия раскрашены цветом, перед тем как подвергнуть их второму обжигу, они нагреваются. Второй обжиг может осуществляться в электрической печи, но лучше в газовой.
Температура поднимается постепенно до 850-950 С, средней точки плавления эмалей. Некоторые керамисты экспериментируют также с разными температурами. Например, медь дает великолепный результат при 1000 С, приобретая интенсивную вишнево-красную окраску.
После того как произошло плавление, следует хорошо подготовиться вооружившись огнеупорными рукавицами и специальными щипцами для раку, сделанными из железа, длиной 60-90 см., при помощи которых извлекается из печи раскаленное изделие. Если изделия крупного размера, они вынимаются из печки непосредственно руками, но в этом случае, требуется соответствующий опыт и адекватные защитные средства.
Извлечение из печи: Открыв печь, осторожно и быстро выньте изделие и установите его в металлическом контейнере, заполненном опилками или сухими листьями. Герметично закройте контейнер и оставьте изделия для остывания.
Погрузите изделия в воду, для окончательного прекращения процесса восстановления. Потом отчистите керамическую поверхность губкой и мылом, чтобы удалить следы горения и раскрыть металлы во всём сиянии и блеске.
Восстановление: Процесс восстановления может быть частичным и полным. Определить тип полученного восстановления помогает цвет глины, не покрытой эмалью: она становится черной при полном восстановлении и светлеет, приобретая сероватый оттенок при соприкосновении с кислородом. Полное восстановление достигается когда контейнер закрым плотно, чтобы изделие не входило в контакт с воздухом.
Ольга Соломкина
Мастер-художник по керамике
8-920-065-19-14