Новости

Роспись стен

История возникновения росписи стен


Первая роспись стен датируется (35-10 тыс. лет до н.э.), когда появились основные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и Северной Африке. Особенно творчески себя проявил человек в росписи стен и потолков пещер, в глубинах подземных галерей и гротах.. У древних людей не было постоянного жилища. Им приходилось ютиться в пещерах и расщелинах скал. В борьбе с силами природы у людей выработалась основная тема искусства, в котором преобладали изображения диких животных, являющихся объектом охоты. Ранние росписи стен примитивны - это контурные изображения голов зверей на известняковых плитах, оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени. Фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь.


В эпоху мезолита (10-6 тыс. лет до н.э.). Наступает важный этап в развитии первобытного искусства, в росписях впервые появились изображения человека, его деятельности, его взаимодействия с природой. Тематика росписей обогащается и новыми сюжетами (сбор плодов с деревьев, загон скота).



В конце 4 – начале 3 тыс. до н.э. возникли первые государства. К этому же времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства. До этого времени не . нигде и никогда не было создано столь грандиозных монументальных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли, и тема человеческого труда не была так акцентирована. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями свидетельствовали о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира..

Одним из древнейших центров культуры был остров Крит.



Выполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены дворцов. В росписях стен изображали жизнь обитателей: ритуальные танцы, полуобнаженные женщины и юноши, животные, рыбы, птицы, яркие цветы . В росписях встречаются нарядные женщины с пышными прическами, украшенными жемчугом. В рисунках преобладали яркие краски: желтая, синяя, зеленая, красная. Однако общий характер Критской живописи сохранял декоративность и плоскостность.


В Древней Греции (конец 5 – 4 в. до н.э.) художественной задачей в росписи стен оставалось изображение человека, но все чаще обращались к таким сторонам быта, которые не укладывались в мифологические образы, характерные для Древнего Египта .В связи со сложностями передачи чувств и эмоций в настенных росписях все большее место заняла узорчатая орнаментальность, героические мотивы сменялись лирическими.


С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах на основе греческой традиции разрабатывается система высокохудожественных настенных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли росписи также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских.


В средние века формировались новые принципы синтеза искусств.Впервые объединяются духовное содержание с декоративностью. В этот период большое развитие получает именно церковная живопись.


Русские художники-иконописцы средних веков внесли огромный вклад в историю развития фресковой живописи. Ярким примером служат сохранившиеся до наших дней роспись стен храма Ферапонтова монастыря, выполненные Дионисием. Во Владимире – росписи стен Андрея Рублева, а так же росписи древнего Новгорода, Ярославля, Ростова Великого. В технике фрески созданы самые значительные и выдающиеся красивые росписи стен

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания. С усилением католицизма и феодальной реакции связано формирование стиля барокко, одним из главных центров которого становится Рим. Живописцы делают роспись потолков плафонов многочисленных церквей и дворцов композициями на религиозные и мифологические сюжеты, которые создают иллюзию необъятного пространства. Сложнейшие ракурсы, движения фигур, перспективные построения исполнены с виртуозным мастерством.


Искусство 18 века характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. В Италии в связи с проведенными раскопками засыпанных при извержении Везувия античных городов Помпеи и Геркуланума вновь нарастает интерес в античной культуре. Рим становится одним из центров не только итальянской, но и европейской художественной жизни. Неравномерно развивались различные области культуры в 19 веке. Высочайших вершин достигает мировая литература, что касается росписи стен, то после подъема, определившего стиль ампир, этот вид искусства переживает кризис. Происходит распад монументальных форм и наиболее полное развитие получает станковая живопись.



В 20-м веке в связи с многочисленными революциями и войнами искусство переживает глубокий упадок. Современная роспись стен зарождается в 20-30-е годы параллельно в Советском Союзе и в Мексике.

В СССР монументальная живопись возродилась в 20-х годах.



В настоящее время роспись стен не потеряла своей актуальности. Расписывается большое число храмов, общественных объектов. Роспись плотно вошла в частный интерьер.


Техника настенной живописи


С названием фрески мы встречаемся впервые только в конце 14 века, хотя техника фрески была известна и в древности и в средние века. В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее 18 века.



Классическим типом грунта для настенной живописи можно считать известковую штукатурку. Очень важно ,что штукатурка действительно должна быть мокрой, свежей, чтобы произошел процесс соединения. Чем дольше сохнет штукатурка, тем прочнее связываются краски. Поэтому важно, чтобы грунт фрески, штукатурка и стена по возможности дольше задерживали воду и лишь медленно передавали ее на поверхность.

В наше время появились новые технологии, которые позволяют значительно сократить время подготовки стены и при этом не теряется качество живописи. В настоящее время настенные росписи в технике фрески если и выполняются, то технология ведения работ, и особенно с грунтами, сведена к минимуму. Современные художники пользуются техникой росписи стен по сухой штукатурке.


Наша мастерская Аксоль совместно с мастерской Махаре выполнила настенную роспись 3d рельефами в ресторане "Бакинская улица".



По вопросам росписи стен обращайтесь по телефонам: 8-920-065-19-14, 8-961-635-89-76