ИЗРАЗЦЫ́ (ст.слав. израз, праслав. razъ, rezъ — "резать, проводить, делать черту"; отсюда образ, образец, обра́зить — украсить) — керамические облицовочные плитки. В самом широком смысле под этим словом можно понимать керамические плитки любого вида и назначения при условии, что их лицевая поверхность украшена, назвать так терракотовую или поливную плитку не будет ошибкой.
Изразец-разновидность декоративной керамики. Применялись они для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства. Термин ''изразец'', или ''образец'', обычен в обиходе русского государства в эпоху феодализма. В западноевропейских государствах и на территории Белоруссии этот вид керамической продукции известен по письменным источникам как ''кафель'' Изразцы Кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен с обратной стороны имеют вид открытой коробки ,(румпы) для крепления в кладке. Бывают плоские, угловые и карнизные. Часто неточно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.
В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название "изразец" (изрезанный).
В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи. Еще одно название — абраща́тый (резной, от абрис).
Изразцовое искусство восходит к строительным приемам Древнего Египта и Месопотамии. Самая древняя форма облицовочной керамики — глазурованные "гвозди" в глинобитной стене, разноцветные шляпки которых создают на поверхности зигзагообразный узор (2-я пол. 4 тыс. до н. э.). В Вавилоне глиняные стены облицовывали для прочности и красоты глазурованными кирпичами.
Керамические плитки использовали в архитектуре Византии, Равенны. Из Византии искусство облицовочной керамики перенесено на Русь — в Киев, Владимир. Яркие, "поливные" полихромные изразцы — непременная принадлежность архитектуры Персии, Турции, стран Средней Азии XIII—XVI вв. В искусстве Магриба (арабского Запада) и в испано-мавританской архитектуре глазурованные плитки называли зилли́дж.
Традиционный потругальский азулежу, ведущий свою историю из глубины XV столетия, представлял собой расписные плитки из обожженной глины преимущественно квадратной формы с характерным для мусульманской традиции орнаментом в виде звезд. С XVI века португальцы переняли у итальянцев технику майолики с нанесением красок на покрытую цинковой глазурью поверхность. К середине XVII века этот старинный облицовочный материал оказался под сильным влиянием голландской производственной культуры, и именно в этот период плитки азулежу приобрели современный вид - контраст белого и кобальтовой сини, а в качестве сюжета стали использоваться самые разные жанровые композиции.
Архитектурная терракота XIII–XIV вв. и в готической архитектуре, и в переходный период от готики к Ренессансу широко применялась в Западной Европе, и особенно в Италии. Строительство многих русских памятников конца XV–XVI вв., украшенных поясами из терракотовых плит, связано с деятельностью итальянских архитекторов, определивших стилистику орнаментов терракотовых фризов, новизну ренессансныхd dмотивов – это пальметты, крины-трилистники, стилизованные дельфины, профильные терракотовые детали: каблучки и полочки, украшенные акантом, овами, бусами, зубчиками.
В Европе изразцы известны с 8 века. В средние века ими облицовывались только дворцы и храмы, однако период наибольшего признания и применения изразцов выпал на 17-18 века. В средневековой Европе глиняные изразцы не покрывали глазурью, но в 14-15 веках с Востока была завезены цветные эмали-глазури и фарфор, ставшие прогрессом в изготовлении изразцов. В наше время (особенно в нынешнем десятилетии) изразцовые камины и печи вновь стали очень популярны и вошли в моду, переживая свой второй золотой век, с появлением новейших технологий опираясь на старые традиции.
Поливные изразцы, в том числе и многоцветные (так называемые ценинные) можно называть другим термином - майолика. Происхождение слова “изразец” до сих пор не совсем ясно. Оно похоже на слово “образец” и могло обозначать определенный рисунок, орнамент (во многих диалектах русского языка слово “изразец” действительно имеет близкий смысл: “выкройка”, “образчик”). В средневековой Европе центром производства изразцов стала Германия, оттуда они с 13 века распространились по всей Европе. По-видимому, изразцы произошли от коротких керамических труб горшковидной формы, из которых выкладывали куполообразные своды печей. Изразцы время от времени попадали и на Русь, в том числе и в Москву.
Русский изразец – знаковое явление культуры позднего русского Средневековья. Сам по себе этот невеликий предмет архитектурной пластики (со стороной примерно от 15 до 30 см), не выдержит сравнения с монументальной архитектурой по своей концептуальной значимости.
Но, будучи первоначально элементом архитектоники фасада, он возник как одно из средств выражения художественно- эстетической идеи, традиции понимания в Древней Руси красоты как божественной “благости”, так как считалось, что земная красота, выраженная в украшении храма, «есть отражение небесной красоты, истины и святости».
В храмах Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода все плоскости стен были покрыты белокаменной резьбой. Наследием этого великолепия в раннемосковских храмах остался белокаменный резной фриз. Резьба по камню была весьма трудоемкой и длительной работой. Знакомство с технологией изготовления кирпича в XV в. создавало условия для расцвета нового вида архитектурного декора – терракотовых плит. Возможность за короткое время оттиснуть в резной форме и обжечь серию повторяющихся элементов не только сокращала срок выполнения декора, но и позволяла значительно улучшить его художественные достоинства.
Строго говоря, терракотовые плиты – еще не изразцы, а их предвестники. Плоские, как кирпич, они декорированы высоким, массивным рельефом, ведь их рисунок должен быть различим с очень большого расстояния.
Архитектурная терракота XIII–XIV вв. и в готической архитектуре, и в переходный период от готики к Ренессансу широко применялась в Западной Европе, и особенно в Италии. Строительство многих русских памятников конца XV–XVI вв., украшенных поясами из терракотовых плит, связано с деятельностью итальянских архитекторов, определивших стилистику орнаментов терракотовых фризов, новизну ренессансныхd dмотивов – это пальметты, крины-трилистники, стилизованные дельфины, профильные терракотовые детали: каблучки и полочки, украшенные акантом, овами, бусами, зубчиками.
В эстетическом плане керамический архитектурный декор имел такое же важное художественное значение, как фрески или иконы. Был даже эпизод в XVI в., когда в декоре княжеских соборов (Успенском в Дмитрове и Борисоглебском в Старице) появились керамические иконы: “Распятие” в виде киота и круглый рельеф “Чудо Георгия о змие” из полихромных поливных изразцов. Предполагается, что их выполнили приглашенные керамисты-иностранцы.
Трудно установить сегодня было ли это единичным эпизодом в русской архитектуре XVI в. Но традиция украшать изразцами фасады храмов и богатых жилых строений была продолжена и развита в русской архитектуре XVII века.
Параллельно с архитектурной фасадной керамикой примерно в последней четверти XVI в. в гончарных слободах зарождалось производство печных изразцов.
В процессе художественной эволюции в течение нескольких веков изразец постепенно утратил свое подчиненное фасадному декору положение и, приобретая все более утилитарный характер, переместился в интерьер, став исключительно принадлежностью малых форм архитектуры. Покрывая значительную площадь облицовки печей, а в поздний период еще и стен, изразец находился в состоянии перманентного развития, и на его трансформацию оказывали влияние многие аспекты. Перенос изразца с небесной высоты фризов и барабанов церковных глав на уровень человеческого взгляда решительно преобразовал качество его орнамента: уменьшились размеры, орнамент стал мельче, появились жанровые или батальные сценки, их дополнили надписи. Конструкция изразца, форма рельефа, способ отделки его поверхности, цвет поливы, виды изображений – все эти характеристики изменялись соответственно сменам стилей декоративно-прикладного искусства и форм архитектуры печей.
Своеобразная система отбора западноевропейских мотивов и их частичной переработки русскими мастерами привела к формированию устойчивых специфически русских форм орнаментов, в которых иногда зарубежные прототипы угадывались с трудом.
Процесс зарождения производства собственных изразцов в XVI веке, когда была особенно сильна роль Москвы в становлении общерусского искусства, отражает всю систему функционирования архитектурно-художественных работ и смежных с ними ремесел, происходивших на протяжении XVI–XVII вв. под руководством Приказа каменных дел. Централизованное руководство приводило не только к единообразию изразцовых изделий на весьма обширной территории Московской Руси, но и к нивелированию самобытности развитых ранее школ (например, псковской, сформировавшейся еще в XIV веке) и унификации продукции на всей территории России, что вообще позволяет определить русские изразцы XVI–XVII веков как явление московской культуры. Приказ каменных дел строго регламентировал использование рабочей силы на строительстве. Если по царскому указу начиналось крупное строительство, лучшие мастера созывались со всех городов на весь срок строительства, отказываться никто не мог. Обычай собирать мастеровых людей вместе создавал условия для взаимообмена информацией.
Возвращаясь домой, мастера привозили с собой новые веяния, технологические и орнаментальные новшества. С расцветом изразцового искусства в XVII в. в городах, где имелось кирпичное производство и велось обширное строительство, стали возникать местные изразцовые центры. Наиболее крупные из них: – Ярославль, Смоленск, Псков, Балахна, Владимир и Суздаль, Калуга и северные города – Соликамск, Великий Устюг и др. Небольшие очаги местного изразцового промысла имелись во многих крупных монастырях, иногда возникали временные мастерские, функционирующие в период крупного строительства, как, например, в Муроме в 30-е гг. XVII в.
Условия работы русских и западных керамистов сильно отличались. В Западной Европе, где была твердо устоявшаяся торгово-промышленная среда с очень большим количеством ремесленников, организованных в цехи, на художественный процесс оказывала воздействие конкуренция. В каждом городе было несколько цехов, строго деливших рынки сбыта. Право торговли в своем или чужом городе регламентировалось предписаниями. Соперничество между цехами стимулировало керамистов к расширению ассортимента и обеспечивало неповторяемость изделий разных цехов.
Богатые заказчики, как правило, желали помещать свои портреты на фасадах печей, поэтому портретные изразцы имели индивидуальные формы, продукция западных цехов была столь разнообразна, что говорить о своеобразии изделий отдельных цехов вообще трудно.
Нередки случаи, когда для налаживания местного производства, для повышения квалификации местных мастеров, для выполнения большого заказа из Москвы на временную работу приезжал опытный мастер-изразечник и привозил свои изразцовые формы. Таким образом, распространение технологических приемов, иконографии орнаментов чаще всего происходило тоже централизованно, а центром была Первопрестольная. До XVII в. в России, пожалуй, не было специализированной профессиональной группы, занятой только изготовлением изразцов. Эту работу выполняли мастера Гончарной слободы: горшечники, гончары, каменщики, печники, то есть все, кто имел отношение к обжигу глиняных изделий и кирпича, ведь изразцы первоначально выпекали из той же по составу глиняной массы, что и кирпич. Промысел носил семейный характер, во дворах устраивали помещение для сушки сырых оттисков, горн для обжига, приспособления для обработки глины и пр. Эти маленькие мастерские именовались в XVII веке “заводами”.
С середины 16 века блестящую, отражающую свет поверхность архитектурной поливной керамики смогли оценить все жители города – ведь ею были украшены видимые издалека шатры собора Покрова на рву на Красной площади, а также не дошедшие до нашего времени кремлевские постройки.В России изразцы с 16 в. применялись также для украшения фасадов (фризы, наличники, карнизы, вставки). Терракотовые рельефные изразцы, сменились на муравленные и покрываться стали прозрачной зелёной глазурью («муравой»), а со 2-й половины 17 в. — эмалями ярких контрастных цветов, что отвечало распространявшимся в архитектуре чертам декоративности. И. были главным образом с орнаментальными мотивами, а также с изобразительными. С начала 18 в. И., применяемые только для облицовки печей, — большей частью плоские с яркой многоцветной росписью, а также белые с синей росписью, навеянные голландскими образцами. С 60-х гг. 19 в. снова изготовляются полихромные И. (в «русском стиле») для наружной и внутренней отделки зданий.
В конце 19 — начале 20 вв. с распространением стиля «Модерн» появляются монохромные изразцы. с текучими переливчатыми глазурями.
Творческое объединение "Аксоль" изготавливает на заказ изразцы любой сложности.
Получить консультацию по тел: 8 920 065 19 14